Тема: «Озера Челябинской области»

Тип урока: изучения нового материала.

Цель урока: формирование представлений обучающихся об озерах  Челябинской области 

 Планируемые результаты:

личностные: воспитывать любовь к природе; развитие умения работать в группе, в паре, слушать и оценивать ответы товарищей;

метапредметные: — развитие умений работать с географической картой;

-развитие умений самостоятельно находить информацию в тексте учебника, выделять главное,

развитие познавательных интересов учащихся.

предметные: определить существенные признаки понятия «озеро», проведя сравнение озера с рекой и морем; формировать умение описывать озеро по плану

Формы учебной деятельности: парная, групповая, индивидуальная

Оборудование: учебник География Челябинская область учебное пособие,

дидактический материал (раздаточный материал для обучающихся см. приложения), листы ватмана — 3шт.,  фломастеры, маркеры;

 настенная карта Челябинской области, атласы Челябинской области.

Литература:

1. География. Челябинская область учебное пособие 5-7 класс. Челябинск. Край Ра. 2017. с. 93-96

2. География. Челябинская область. 5-11кл. атлас/под ред. М.В. Паниной В.М. Кузнецова – Челябинск. Край Ра.2014 с.11

3. География Челябинской области. М.А. Андреева А.С. Маркова. Челябинск ЮУКИ. 2002. с.60-65

4. Южный Урал: География, экология, природопользование. А.И. Левит. Челябинск. ЮУКИ. 2005 с.53-57

5. Озера Челябинской области. С.Г. Захаров. Челябинск. Абрис. 2010

6. География. Челябинская область. Контурные карты. Челябинск. Абрис. 2018

Парты расставлены на 3 группы.

ХОД УРОКА

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент Приветствует учеников, проверяет насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха,   Здравствуйте, ребята. У нас урок географии. Мы с вами отправимся в экспедицию. — Кто говорить, что жизнь скучна, тот просто не умеет жить! Вся жизнь загадок, тайн полна и может всех нас удивить. — На экспедицию отводится короткое время, поэтому работаем быстро, слаженно, дружно. На столе у каждого из вас   дневник экспедиции с заданиями (см. приложения), которые вы будете выполнять по ходу нашего  путешествия. За каждое выполненное задание, вы выставляете себе баллы Проверяют наличие учебных принадлежностей  
Актуализа­ция опорных знаний   Задает вопросы: — Какую оболочку мы изучаем? — Что такое гидросфера? — Из каких частей состоит гидросфера? — Что относится к водам суши? — Какой вид вод суши мы изучили? Отвечают на поставленные вопросы  
Мотивация к учебной деятельности и целеполага­ние Ребята, на прошлом уроке мы назвали реки голубыми артериями Земли. Подумайте, какие виды внутренних вод называют голубыми глазами нашей планеты? Отгадав загадку, вы сами сможете сформулировать тему урока: Посреди поля лежит зеркало. Стекло голубое, рама зеленая. Глядятся в него молодые рябинки. Цветные свои, примеряя косынки, Глядятся в него молодые березки, Свои перед ним поправляя прически. И месяц, и звезды – все в нем отражается Как это зеркало называется? — Назовите тему урока. -Запишите её в дневнике экспедиции -Какова цель урока? -Как вы считаете какие могут быть задачи нашей экспедиции? Учитель обобщает ответы детей, предлагает формулировку целей и задач урока Отвечают на вопросы.  Форму­лируют тему урока. Определяют цель урока
Изучение нового материала                                                                                 Физкультминутка   1. Кто из вас был на озере? Есть ли озера в нашем районе?  А почему наш город называется Озерск? Какие озера его окружают? Давайте дадим определение: что же такое озеро? Задание №1 в дневнике экспедиции Записать определение озера Чем озеро отличается от моря? А от реки? Отвечают, что море – часть океана, а озеро относится к водам суши. Река – это водный поток, а озеро – замкнутый водоём Контроль выполнения задания Задание№2 в дневнике экспедиции Используя текст учебника География Челябинская область стр.93-94 заполнить таблицу: 1-й ряд (по парам) провинцию горных озер и восточных предгорий Озерные провинции Происхождение озер Особенности озер Примеры озер            2-й ряд (по парам) провинция озер Зауральского пенеплена   Озерные провинции Происхождение озер Особенности озер Примеры озер           3-й ряд (по парам) озера Западной Сибири   Озерные провинции Происхождение озер Особенности озер Примеры озер           Проверка выполнения задания, выступают по одному пред­ставителю (учитель демонстрирует заполненную таблицу на слайдах, обобщает ответы детей) А над морем чайки кружат, Полетим за ними дружно. Рокот волн и шум прибоя, И над ними мы с тобою Поплывём мы за волнами, Дружно машем мы руками. Посильнее загребай, За дельфином поспевай! Словно чайки мы шагаем, Гордо спинки выпрямляем. Сели чайки на песок, Продолжаем наш урок! Задание№3 Используя текст учебника География Челябинская область стр.94-95 сделать схему значение озер (работа в дневниках экспедиции) Проверка выполнения задания Посчитать количество баллов и выставить себе оценку. Поднимите руку у кого оценка 5, 4, 3   Задание№4 Отметить на к/к крупнейшие озера Челябинской области (см. приложения) работа с атласами Челябинской области — А теперь покажем их на карте             Задание №5.  Мини-проект «Описание озера по плану»   Увильды, Иртяш, Зюраткуль Работа в группах. (см. приложения)  в  течении 10-12 минут вы  должны  добыть информацию и оформить её на  ватмане. Затем каждая  команда защищает свой  проект у доски . Остальные две группы могут задавать вопросы и оценивают работу групп.  Отвечают на вопросы         Записывают определение и отличия                             Работают с текстом учебника и заполняют таблицу                               Выполняют зарядку                       Работают с текстом учебника             Отмечают озера области по контурной карте Показывают озера на карте Челябинской области     Выполняют работу в группах, используя карты атласа Челябинской области и дополнительный материал  
Рефлексия — Что вы сегодня узнали на уроке нового и интересного. -Где вам могу пригодиться знания по новой теме   Отвечают на вопросы  
Домашнее задание Выучить озера по карте На выбор: сделать сообщения  о необычных озёрах области, кроссворд, презентацию об озерах области, составить вопросы викторины об озёрах (10 вопросов) Записывают домашнее задание  
  Подведение итогов урока. Оценивание             Заканчивая наш урок, я благодарю вас всех за отличную работу        Поднимите зеленый листок – кто все сделал правильно; красный листок – у кого встретились трудности , кто допустил  ошибки и есть над чем потрудиться дома. Спасибо!       Проводят самооценку собст­венных достижений Сдают дневники экспедиции

Приложения

Приложение№1

Дневник экспедиции Ф.И.__________________________________________

Тема урока_______________________________________________________

Задание №1 Дайте определение озера_______________________________

_________________________________________________________________

Отличие озера:

1. от моря________________________________________________________

2. от реки_________________________________________________________

Оценивание: 1 балл за каждый правильный ответ

Задание№2

Используя текст учебника стр.93-94 заполнить таблицу:

1-й ряд (по парам) провинцию горных озер и восточных предгорий

Озерные провинции Происхождение озер Особенности озер Примеры озер
           

2-й ряд (по парам) провинция озер Зауральского пенеплена

Озерные провинции Происхождение озер Особенности озер Примеры озер
           

3-й ряд (по парам) озера Западной Сибири

Озерные провинции Происхождение озер Особенности озер Примеры озер
           

Оценивание: 3 балла за правильный ответ

 Задание №3 Заполнить схему значение озер

Оценивание: 1 балл за правильный ответ

Количество баллов:

«5» — 10

«4» — 8 — 9

«3» — 6 – 7

Приложение№2

Отметить на к/к крупнейшие озера Челябинской области:

Увильды, Зюраткуль, Тургояк, Иртяш, Кисегач, Чебаркуль, Синара, вдх.Аргазинское

Приложение№3 к мини-проекту

Конверт с заданием для 1  группы

Задание в конверте: «Найти материал об озере Увильды, подготовить проект на ватмане и рассказать о нём».

Ценные указания:

1. Прочитать текст – Южный Урал: География, экология, природопользование. А.И. Левит с.53-57

2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе

3. Оформить проект

Дополнительный материал

Озеро Увильды –  расположено в Челябинской области , это самое крупное озеро на Южном Урале,   площадь 68 кв .км, имеет форму груши. Расположено между городами Карабаш и Кыштым. Средняя глубина – 14.2 м, максимальная 38 м, озеро пресное, сточное. Впадают – река Черемшанка, река Косая. Вытекают – Увильдинская канава, канал Увильды-Аргази. В переводе с башкирского «низина», «впадина». Дно озера местами песчаное, местами каменистое, а местами илистое. Рыба: окунь, линь, щука, чебак, лещ, рипус, сиг. На берегу озера Увильды 78 здравниц (санатории, лагеря, базы отдыха. Наличие колоссальных запасов сапропелевых грязей. Любимым же развлечением и приезжих, и местных жителей является рыбалка

Озеро является памятником природы,

План описания озера Увильды

1. Название, что оно означает
2. Где расположено

3. Самый, самый

4. Происхождение котловины.

5. Глубина
6. Сточное или бессточное.
7. Соленое или пресное

8. Использование человеком

Конверт с заданием для 2 группы

Задание в конверте: «Найти материал об озере Иртяш, подготовить проект на ватмане и рассказать о нём».

Ценные указания:

1. Прочитать текст – Южный Урал: География, экология, природопользование. А.И. Левит с. 53-57

2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе

3. Оформить проект

Дополнительный материал

Озеро Иртяш – расположено на Южном Урале, площадь 61,8 кв. км, глубина средняя – 8,7 м, максимальная – 18.6 м, озеро – пресное, сточное. В озеро Иртяш впадает две реки и вытекает р.Теча  В середине водоема имеется несколько островов, а также есть и небольшой полуостров. Длина их — от нескольких десятков метров до трех километров. Название озера в переводе с башкирского означает «каменистое место». И это соответствует реальности, так как берега его действительно усыпаны камнями. Местами есть даже скалы. Озеро богато рыбой. На берегах озера расположены следующие базы отдыха.

План описания озера Иртяш

1. Название.
2. Где расположено

3. Что означает название

4. Происхождение котловины.

5. Глубина
6. Сточное или бессточное.
7. Соленое или пресное

8. Использование человеком

Конверт с заданием для 3 группы

Задание в конверте: «Найти материал об озере Зюраткуль, подготовить проект на ватмане и рассказать о нём».

Ценные указания:

1. Прочитать текст – Южный Урал: География, экология, природопользование. А.И. Левит с. 53-57

2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе

3. Оформить проект

Дополнительный материал

Озеро Зюраткуль.

Находится оно в 25 км от города Сатки.. Площадь озера 13,5 кв. км.

Озеро Зюраткуль — самое высокогорное озеро на Южном Урале, оно находится на высоте 724 метра. В озеро Зюраткуль впадает несколько небольших рек и ручьев, а вытекает одна река — Большая Сатка.

Проточность в озере высокая, поэтому вода чистая. .Средняя глубина озера Зюраткуль – 4,5 метра, а максимальная – 8 метров.  Дно водоема каменисто-илистое, но есть песчаный пляж.

Считается, что топоним «зюраткуль» произошел от башкирских слов «ерэк» – «сердце» и «кул» – «озеро». Форма озера Зюраткуль, действительно, напоминает сердце. Котловина озера эрозионно-тектонического происхождения.

Питание озера осуществляется за счет поверхностного и подземного стоков. Вода озера не уступает по своим качествам тургоякской и даже байкальской. Озеро имеет водохозяйственное, бальнеологическое и научное значение.

Озеро богато рыбой. В нем водятся требовательные к кислородному режиму щука, налим, окунь, язь, плотва. Успешно здесь акклиматизировались и такие ценные рыбы, как сиг, рипус, лещ.

План описания озера Зюраткуль

1. Название,что оно означает
2. Где расположено

3. Самый, самый

4. Происхождение котловины.

5. Глубина
6. Сточное или бессточное.
7. Соленое или пресное 8. Использование человеком

Обсуждение закрыто.