Конспект урока по географии в 9 классе «Экологические проблемы Южного Урала»

Цели:

Обобщение представлений обучающихся об экологических проблемах Южного Урала

Задачи учебного занятия: достижение образовательных результатов

— личностный результат – воспитание основ экологической культуры, соответствующий современному уровню экологического мышления

— метапредметный результат – развитие умений формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, развитие речи

— предметный результат — организовать деятельность учащихся по выявлению экологических проблем Южного Урала, источников загрязнения, причин возникновения и путей решения

Оборудование:  атласы, проектор, компьютер

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения:

— словесный (рассказ, беседа, дискуссия);

— наглядный (демонстрация слайдов)

— поисковый (поиск информации)

-практический (заполнение таблицы, работа с картой)

Формы учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи:

Биология. Химия

ХОД УРОКА

Организационный момент

Приготовились к уроку, очки, улыбнулись друг другу

Мы продолжаем изучение Челябинской области.

II. Изучение нового материала 

1. Урок начинается со стихотворения «Люди, опомнитесь!» Люди, опомнитесь! Что вы творите?
Нашу планету во что превратите?
Работа людская повсюду видна,
Для всех компонентов природы вредна!
Глянешь направо, там лес вырубают,
Глянешь налево, там нефть разливают.
Взор обрати в Мировой океан,
остров плавучий из мусора там!
Здесь добыча руды интенсивно ведется,
После которой, огромный карьер остается.
Вредных веществ атмосфера полна.
Стонет и плачет планета Земля,
От ран нанесенных, страдает она.
Нас, неразумных, о пощаде моля!
Земля переносит ужасные муки,
Как дальше будут жить на ней 
Наши потомки, дети и внуки?
Может нечего будет им пить?
И не смогут они даже в лес сходить?
Не увидят ни птиц, ни живого слона,
Из книжек узнают, что такое сосна.
А повсюду лишь мусор, отходы
И ландшафт украшают сточные воды.
Смогом черным планета овеяна,
Полиэтиленом и пластиком всюду усеяна.
Задумайтесь, люди, у себя спросите,
Для наших потомков вы такого хотите?

3. Небольшая беседа с классом.

– На какие мысли наводит вас это стихотворение?
– О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
– Считаете ли вы эту тему очень важной, актуальной? Почему?

Учитель: Тема урока « Экологические проблемы Южного Урала»

Учитель определяет цели и задачи урока:

– Загрязнением охвачены все природные компоненты: воды, воздух, почвы, страдает растительный и животный мир. 
– Сегодня на уроке мы с вами попытаемся понять, как важно решать экологические проблемы, выявим причины загрязнений, подумаем над путями решения экологических проблем
4. Актуализация субъектного опыта учащихся: 
— а как вы думаете что такое экология,?
— что является предметом изучения данной науки?

Экология – это наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимоотношения между живыми организмами и средой их обитания.

Термин экология был предложен в 1866г. немецким биологом Эрнстом Геккелем. Он образован от двух греческих слов экос – дом, жилище и логос наука и означает дословно наука о местообитании.

Слово учителя (элемент тренинга)

Возьмите чистый листок и напишите по два прилагательных, которые ассоциируются со словосочетанием экологические проблемы. Через 30с. прикрепите их на доске около физической карты Челябинской области

Перед вами рабочие листы, которые вы будете заполнять по ходу урока. За каждый правильный ответ ставите по 1 баллу.

Задание №2

А какие проблемы вы считаете наиболее важными в нашем регионе?

Заполнить схему на рабочем листе.

Учитель определяет формы и методы работы учащихся на уроке:

Сейчас вы будете работать в группах по выделенным  нами   проблемами и результаты своей работы оформляете в виде таблицы. Для этого вы можете использовать дополнительный материал, имеющийся у вас на столах. Вам необходимо выделить: причины, последствия и пути решения вашей проблемы. Следующим этапом будет представление своей проблемы.

 Сейчас вы разделитесь на 4 рабочих групп

Работа с рабочими листами задание №3

5. Проверка работы в группах

– Итак, загрязнению подвержены все природные компоненты, давайте проследим, какие экологические проблемы возникают в них в результате хозяйственной деятельности человека

1 группа «Радиоактивное загрязнение »

2 группа «Загрязнение почвы» 

3 группа «Загрязнение воздуха» 

4 группа «Загрязнение воды»

Учитель: повсеместный процесс изменения истощения природы поставил важнейшую задачу сохранения природных объектов.

—  что сделано в области для решения этой проблемы?

6.Особо охраняемые территории

Работа с рабочими листами задание №4

Проверка задания №4

7. Закрепление

Сформулируйте правила экологически грамотного поведения человека в городе, на отдыхе, в лесу.

Подсчитайте количество баллов

8. Домашнее задание: нарисовать плакат на данную тему, презентацию, составить памятку

9. Рефлексия

Подвести итог урока хотелось бы словами поэта:

Давайте-ка мы все на век объединимся,

Давайте наши души сохраним

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

— А с какими словами  по охране природы вы хотели бы обратиться к жителям области? Запишите их на листах (раздать листы заранее).

Прикрепить листы на доску и зачитать.

Приложение №1

Рабочий лист обучающегося

Ф.И.___________________________________класс________

№1 Запишите термин для запоминания

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

№2 Заполните схему «Экологические проблемы Южного Урала»

№3 Практическая работа заполнить таблицу

Работая с учебником «Краеведение» стр.72-73, дополнительным материалом на столах определите  главные экологические проблемы, распространения,  пути решения.

Экологические проблемы   Распространение Пути решения
     
     
     
     

Отвечать по плану

вид проблем

что загрязняют

пути их решения

 №4 Используя учебник «Краеведения» стр.70-71 и дополнительный материал на столах ответить на вопросы

Назови особо охраняемые территории.

________________________________________________

________________________________________________

Что такое заповедник?_____________________________________

________________________________________________

________________________________________________

       3.Что такое национальный   парк?____________________

________________________________________________

________________________________________________

Какие ООТ есть на территории нашей области?________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

Что такое красная книга и для чего она нужна?__________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

6.Используя атлас стр.23. Отметьте заповедники и национальные парки на к/к.

Количество баллов —

Обсуждение закрыто.