Тема урока: «Основные формы рельефа суши. Горы суши»

Цели: Продолжить знакомство с рельефом,  сформировать представления об основных формах рельефа (горы) и их классификации по высоте;

Научить выделять, описывать и объяснять существенные признаки гор. Научить находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения гор, и анализировать ее.

Развивать практические навыки работы с картой, умение использовать полученные знания для чтения физических карт, умение работать в паре, умения самоконтроля.

воспитание чувства прекрасного через созерцание картин гор.

Ожидаемые результаты:

Предметные: формирование представлений об основных формах рельефа и их классификации по высоте, возрасту

Коммуникативные: формирование умений работать в парах

Регулятивные: умение нести ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности

Личностные: мобильность, толерантность, самостоятельность

Познавательные: умение проводить рефлексию своей деятельности

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: мультимедийный проектор, контурная карта полушарий, физическая карта полушарий, учебники, контурные карты и атласы география 6 класс.

Оргмомент

II. Актуализация полученных знаний.

— С  какой оболочкой Земли мы с вами познакомились?

 -Что такое литосфера?

— Какие движения земной коры вы знаете?

— Приведите примеры.

— рассказ о землетрясениях и вулканах.

III. Изучение нового

— Отгадайте загадку

Что такое, что такое ?

Очень  грозное, Большое

 С ледниками наверху

 И подошвою внизу. (Горы)

— Так какая тема нашего урока?

Я предлагаю эпиграфом нашего урока сделать стихи Владимира Высоцкого

 «Лучше гор могут быть только горы,

На которых я еще не бывал..»

Ребята,  а какие ассоциации  вызывает у вас этот  термин?

 Что вы  уже знаете о горах?

 Вы имеете представление о горах, но возникли некоторые затруднения, многое вам ещё неизвестно, поэтому перед нами стоят следующие задачи:

Объяснить понятие гора

Объяснить рельеф гор

Объяснить как различаются горы по высоте

Объяснить как изменяются горы во времени

Научиться определять по карте горные системы земного шара

И всю информацию о горах мы запишим в рабочих листах.

— Ребята, а как вы понимаете, что такое горы?

Горы — одни из самых удивительных форм рельефа на нашей планете.

Как много красивых строк написано про них.  Сегодня  я  вам хочу представить отрывок стихотворения одного из монгольских поэтов, который так передал через свои строки всю красоту гор.

«Седая голова планеты древней нашей,
Колонна, на которую оперся небосвод,
В тебе — источник рек, ты — каменная чаша,
Ты — великан, что облака пасет.
Горда твоя вершина, непреклонна,
Над нею только синева и тишь,
Твои столпы — крутых отрогов склоны.
Ты ни пред кем колен не преклонишь.
С гранитной кручи, с высоты надменной
Ты смотришь вниз, угрюмый исполин,
На жалкий мир, ничтожный, мелкий, бренный,
Таким порой он кажется с вершин»

2. задание №1 Работа с учебником

— Давайте обратимся к учебнику стр.56 определение горы

-Ребята , а  теперь мы с вами познакомимся со строением гор.

Задание № 2  подписать элементы горы

4) Горы по высоте.

учитель: прочитайте текст «Заспорили между собой Уральские , Скандинавские горы и Альпы. Урал говорит: «Я выше всех гор, потому что я уже старый, покрыт лесом!».  «Нет,- отвечают горы Альпы,- мы выше всех. Мы носим снежные шапки, склоны наши крутые и снежные лавины сползают!». «Не спорьте,- вмешались Скандинавские горы- мы выше всех поднимаемся над уровнем моря!». Кто прав?

— Каким цветом на физической карте показаны горы?

Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на карту, горы на карте обозначены разными оттенками коричневого цвета. Почему? Как узнать среднюю высоту гор?

Задание №3

Выполнить задание

Тип гор Высота, м Примеры гор
Низкие
Средние
Высокие

Физминутка Остановку совершим,

                      отвлечёмся от вершин.

                      Руки вверх, затем вперед,

                     приседает весь народ,

                     встали, дружно повернулись

                     и друг другу улыбнулись

Работа с рабочими листами задание №4 Самые-самые

Самые длинные горы

Самые высокие горы суши, высочайшая вершина сообщение о Джомолумгме

Самые высокие горы в России – Кавказские. Самая высокая вершина –Эльбрус.

Работа в контурных картах.

 Правила обозначения гор на к\к.

1.Определить географическое положение гор ( на каком материке  расположены)

2. Определить направление хребтов и подчеркнуть его одной линией соответствующего цвета по высоте.

3.Подписать горы.

Практикум.

Работа в контурных картах.

Атлас, с13-14

Задание: отметить следующие объекты на карте

— Кордильеры

— Аппалачи

— Анды

— Скандинавские

— Альпы

— Уральские горы

— Кавказ

— Тянь-Шань

— Гималаи

Практикум.

Учебник с. 56, табл.2

«Характеристика географического положения гор».

План

1.Название, высота.

2.Географическое положение:

— на каком материке

расположены.

-направление;

— протяженность; (масштаб)

— положение по отношению к другим объектам.

Задание: Составить характеристику ГП Уральских гор.

Уральские горы:

Высота-

 Евразия.

С-Ю.

2500 Км

Восточно-Европейская равнина-Западно-Сибирская равнина.

Физминутка.

На горе стоит лесок
(круговые движения руками)
Он не низок не высок
(сесть, встать, руки вверх)

Удивительная птица подает нам голосок
(голова –поднять вверх,; наклон вправо, влево вверх, потянуться).
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
(ходьба на месте)
Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока»

-Молодцы! Садитесь!

IV. Закрепление изученного.

Географический диктант.  Игра «Светофор» каждому ученику выдаются по две карточки: зеленого и красного цвета.

зеленый –да, красный –нет

Я утверждаю , что

1. Гималаи – самые высокие горы на Земле

2. Самые длинные горы России — Алтай

3. Высочайшая вершина мира — Аконкагуа

4. Наивысшая вершина России — Эльбрус

5. Горы бывают низкие и высокие

6. Самые протяженные горы на земле — Кордильеры

7. Высочайшие горы России — Кавказ

V.  Итог урока.

Оцените свою работу на уроке и поставьте в тетради себе оценку за весь урок.

Что нового вы узнали сегодня на уроке? Следовательно, ваши знания о горах увеличились, наш урок прошел не напрасно.

Выставление оценок за урок.

VI. Домашнее задание.

 П.23, нанести на  к/к горы и выучить

Дополнительное, творческое:

Подобрать стихи о горах, подобрать загадки и пословицы о горах;

По желанию изготовить макет гор, либо изобразить горы на рисунке,

найти изображения гор

В конце урока звучит песня Владимира Высоцкого «Прощание с горами»

Рабочий лист обучающегося

Тема урока_______________________________________________

Рельеф – это  неровности земной поверхности 

 Основные формы рельефа  — горы и равнины

Используя учебник стр.55-56

Задание №1 Определение горы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценивание: 1 балл

Задание №2 Элементы гор

 Подпишите части горы: вершина, склон, подошва.

Оценивание: 2 балла

  Задание №3 Используя рис 57 учебника стр. 85 и карты атласа составьте  таблицу «Виды гор по абсолютной высоте»

Тип гор Высота ,м Примеры гор
     
     
     

Оценивание: 3 балла

Задание №4 Самые-самые:

А. Самые длинные горы — ___________________________________________________

Б. Самые длинные горы России ______________________________________________

В. Самые высокие горы суши ______________________________________________

с высочайшей вершиной ___________________________________________________

Г. Высочайшие горы России ________________________________________________

с вершиной_______________________________________

Оценивание: по 1 баллу за правильный ответ

Задание №5: Составить характеристику ГП Уральских гор

«Характеристика географического положения гор». Работа в группах

План

1.Название, высота.

2.Географическое положение:

— на каком материке расположены.

— направление;

— протяженность; (масштаб)

— положение по отношению к другим объектам.

Задание №6 Используя атлас, физическую карту полушарий отметить следующие объекты на карте

— Кордильеры

— Аппалачи

— Анды

— Скандинавские

— Альпы

— Уральские горы

— Кавказ

— Тянь-Шань

— Гималаи

Правила обозначения гор на контурной карте.

1.Определите географическое положение горной системы в контурных картах. Проведите наложение физической и контурной карт.

2.Определите главное направление хребтов и подчеркните его одной линией карандашом соответствующего высоте цвета.

3.Подпишите горы по всей длине полученной линии.

4.Отметьте наивысшую точку, подпишите печатными буквами, простым карандашом название и высоту.  5.Название точки разместить параллельно параллели.

Обсуждение закрыто.