Географическое положение России
Географическое положение России
Практическая работа №1.
Характеристика географического положения России.
Ход работы:
План характеристики географического положения страны
- На каком материке находится страна, в какой его части?
- Каковы координаты крайних точек территории страны, какова ее протяженность с севера на юг и с запада на восток?
- В каких поясах освещенности находится страна?
- Каковы сухопутные и морские границы страны?
- Какой город является столицей?
В какой части страны он находится?
Какие имеет географические координаты?
На контурной карте России:
- Красным цветом обозначьте государственную границу России;
- Определите протяжённость России с севера на юг по 100о в.д. и с запада на восток по 60о с.ш. (до залива Шелихова);
- Подпишите названия приграничных с Россией государств;
- Подпишите названия морей и океанов, омывающие берега России (включая Каспийское море);
Обозначьте крайние точки России, укажите их названия и определите их географические координаты.
Практическая работа № 2.
Решение задач
по определению местного и поясного времени.
Ход работы:
Вариант 1.
1) Определите местное время в городах Санкт-Петербург, Владивосток, Тула, Новосибирск и Калининград, если в Москве 12 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.
2) Определите поясное время в Омске, Москве, Норильске, Анадыре и Екатеринбурге, если в Красноярске 19 часов 15 минут.
Вариант 2.
1) Определите местное время в городах Калининград, Уэлен, Екатеринбург, Москва, Иркутск, если в Омске 18 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.
2) Определите поясное время в Чите, Мурманске, Якутске, Самаре и Петропавловске-Камчатском, если в Красноярске 10 часов 20 минут
Для определения местного времени необходимо:
- Определить меридиан пункта, время которого нам известно;
- Определить меридиан пункта, время которого необходимо найти;
- Определить расстояние в градусах между двумя пунктами;
- Определить разницу во времени ( в минутах ) и при необходимости перевести в часы и минуты;
- Определить местное время искомого пункта: для этого, если пункт, время которого необходимо определить, находится к востоку о пункта, время которого нам известно, то разница во времени прибавляется, а если к западу — то вычитается.
Например:
Нам известно, что в Самаре 12 часов 00 минут. Необходимо определить местное время в Магадане.
- меридиан Самары — 51º в.д.;
- меридиан Магадана — 151º в.д.;
- расстояние в градусах: 151º — 51º = 100º
- разница во времени: 100º ×4´ = 400´ = 6 часов 40 минут;
- местное время в Магадане: 12 часов 00 минут + 6 часов 40 минут = 18 часов 40 минут
Практическая работа № 3.
Установление связи между строением земной коры, формами рельефа и минеральными ресурсами по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий.
Ход работы:
Используя атлас и текст учебника, заполните таблицу и сделайте вывод о соответствии тектонического строения, формам рельефа и преобладающим видам минеральных ресурсов:
Географический объект | Тектоническая структура | Форма рельефа | Полезные ископаемые | Вывод
|
Русская равнина | ||||
Хибины | ||||
Западно-Сибирская равнина | ||||
Урал | ||||
Сихотэ-Алинь | ||||
Большой Кавказ |
Климат и климатические ресурсы России
Практическая работа № 4.
Определение по картам закономерностей распределения суммарной солнечной радиации, выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории России.
Ход работы:
- Используя карты атласа, текст и карты учебника , заполните таблицу:
Город | Суммарная солнечная радиация (ккал.см2/год) | Средняя температура января
( °С ) |
Средняя температура июля
( °С ) |
Годовое количество осадков
( мм ) |
Испаряемость
( мм ) |
Коэффициент увлажнения |
- Сделайте вывод о закономерностях распределения суммарной солнечной радиации, температуры воздуха и коэффициента увлажнения.
Вариант 1.
Мурманск, Санкт-Петербург, Москва, Самара, Астрахань
Вариант 2.
Нарьян-Мар, Архангельск, Нижний Новгород, Волгоград, Махачкала
Практическая работа № 5
Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов
Ход работы.
- Рассмотрите синоптическую карту
- Какие климатические явления отображены на карте?
- Опишите прогноз погоды во Владивостоке и Иркутске
- В тетради составьте рассказ о прогнозе погоды.
Практическая работа № 6.
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения
Ход работы:
Используя текст учебника, карты атласа, справочную литературу и другие источники информации, дайте оценку основных климатических показателей одного из регионов России для жизни и хозяйственной деятельности населения по следующему плану:
- В какой части России находится описываемый регион?
- В каком климатическом поясе и в какой климатической области расположен данный регион?
- Основные климатические показатели данной территории:
— средняя температура января и июля;
— годовое количество осадков и их сезонность;
— коэффициент увлажнения.
- Вывод о степени благоприятности данной территории для жизни и хозяйственной деятельности человека.
Вариант 1. Полуостров Таймыр.
Вариант 2. Прикубанская низменность.
Внутренние воды и водные ресурсы России
Практическая работа № 7.
Составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм и определение возможностей её хозяйственного использования.
Ход работы:
Используя текст учебника, физическую (стр. 14–15), климатическую карты (стр. 17), карту водных ресурсов (стр. 21) и климатограммы атласа (стр. 17), карту экологических проблем (стр. 26–27), справочную и дополнительную литературу, дайте описание одной из рек России по типовому плану:
Местонахождение реки на территории России (в какой части России и по какой территории протекает река);
- Местонахождение истока реки;
- Местонахождение устья реки и его вид;
- К бассейну какого океана или внутреннего стока относится река;
- Площадь бассейна;
- Длина реки;
- Падение и уклон реки;
- Величина годового стока;
- Питание и режим реки;
- Крупнейшие левые и правые притоки;
- Крупнейшие города на берегах реки;
- Использование реки человеком в настоящее время;
- Возможности использования реки в будущем;
- Проблемы реки и пути их решения.
Вариант 1. Енисей.
Вариант 2. Лена.
Вариант 3. Обь.
Вариант 4. Амур.
Вариант 5. Волга.
Вариант 6. Дон.
Практическая работа № 8.
Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.
Практическая работа № 9.
Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России и составление прогноза их использования.
Ход работы
- Рассмотреть карту водообеспеченности России водными ресурсами
- Выявить территории, наиболее обеспеченные водными ресурсами.
- Каковы закономерности распределения речного стока?
- Составить прогноз использования водных ресурсов в Восточной Сибири.
- Высказать свои предложения по использованию вод данного региона.
Почва и почвенные ресурсы России
Практическая работа № 10.
Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв
и оценка их плодородия.
Ход работы:
Используя текст учебник, составьте схему, показывающую влияние важнейших природных почвообразующих факторов на плодородие почвы и использование её человеком. Дайте краткую характеристику каждого названного фактора и назовите его влияние на образование почвы. Сделайте вывод о плодородии почвы.
Вариант 1. Тундрово-глеевые почвы.
Вариант 2. Подзолистые почвы.
Вариант 3. Мерзлотно-таёжные почвы.
Вариант 4. Дерново-подзолистые почвы.
Вариант 5. Чернозёмы ( типичные ).
Вариант 6. Бурые полупустынные почвы.
Образец выполнения работы:
Краснозёмы.
Практическая работа № 11.
Составление прогноза изменений растительного и животного мира в зависимости от изменения других компонентов природного комплекса.
Ход работы:
- Используя представленный шаблон, охарактеризуйте изменение основных компонентов природы в результате глобального потепления климата на планете и спрогнозируйте изменение растительного и животного мира:
Глобальное потепление
климата |
||||
Опустынивание | Изменение годового
количества осадков: _________________ _________________ |
Изменение внутренних вод:
_________________ _________________ |
||
Изменение почв:
_________________ _________________ |
Изменение растительности:
_________________ _________________ |
Изменение животного мира:
_________________ _________________ |
- Покажите стрелками возникающие между деятельностью человека и компонентами природы причинно-следственные связи;
- Сделайте вывод об изменении растительного и животного мира в зависимости от изменения хотя бы одного другого компонента природы.
Природные комплексы Нижнего Новгорода и Нижегородской области
Практическая работа № 12.
Составление характеристики географического положения Нижнего Новгорода
и Нижегородской области
Ход работы:
Используя план описания физико-географического положения территории, дайте характеристику географического положения Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
План описания физико-географического положения
Нижнего Новгорода и Нижегородской области:
- В какой части страны находится Нижегородская область?
- Размеры области (площадь территории, протяжённость с севера на юг и с запада на восток).
- Вид географического положения (приморское или внутриконтинентальное, внутреннее или приграничное, центральное или периферийное).
- С какими субъектами Российской Федерации и где граничит область?
- Положение Нижнего Новгорода относительно области.
- Географические координаты города Нижнего Новгорода.
- Особенности географического положения Нижегородской области области (положение на Русской равнине и между какими реками расположена большая часть территории области?).
- Особенности рельефа и природных условий (характер рельефа, климатический пояс и степень благоприятности для жизни и деятельности человека).
- Вывод о географическом положении Нижнего Новгорода и области
Практическая работа №13
Составление таблицы ”Природные комплексы Нижнего Новгорода и Нижегородской области”.
Ход работы
Используя карту ТПК Нижегородской области и тематические карты атласа Нижегородской области, составить таблицу.
ПТК | Климат | Почвы | Растительный мир | Животный мир | Хозяйственная деятельность людей |
Практическая работа № 14
Составление схемы влияния человека на природные комплексы Нижегородской области
Ход работы
- Заштриховать на контурной карте территории больше всего измененные деятельностью людей.
- Сделать выводы.
Географическое положение России
Практическая работа №1.
Характеристика географического положения России.
Ход работы:
План характеристики географического положения страны
- На каком материке находится страна, в какой его части?
- Каковы координаты крайних точек территории страны, какова ее протяженность с севера на юг и с запада на восток?
- В каких поясах освещенности находится страна?
- Каковы сухопутные и морские границы страны?
- Какой город является столицей?
В какой части страны он находится?
Какие имеет географические координаты?
На контурной карте России:
- Красным цветом обозначьте государственную границу России;
- Определите протяжённость России с севера на юг по 100о в.д. и с запада на восток по 60о с.ш. (до залива Шелихова);
- Подпишите названия приграничных с Россией государств;
- Подпишите названия морей и океанов, омывающие берега России (включая Каспийское море);
Обозначьте крайние точки России, укажите их названия и определите их географические координаты.
Практическая работа № 2.
Решение задач
по определению местного и поясного времени.
Ход работы:
Вариант 1.
1) Определите местное время в городах Санкт-Петербург, Владивосток, Тула, Новосибирск и Калининград, если в Москве 12 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.
2) Определите поясное время в Омске, Москве, Норильске, Анадыре и Екатеринбурге, если в Красноярске 19 часов 15 минут.
Вариант 2.
1) Определите местное время в городах Калининград, Уэлен, Екатеринбург, Москва, Иркутск, если в Омске 18 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.
2) Определите поясное время в Чите, Мурманске, Якутске, Самаре и Петропавловске-Камчатском, если в Красноярске 10 часов 20 минут
Для определения местного времени необходимо:
- Определить меридиан пункта, время которого нам известно;
- Определить меридиан пункта, время которого необходимо найти;
- Определить расстояние в градусах между двумя пунктами;
- Определить разницу во времени ( в минутах ) и при необходимости перевести в часы и минуты;
- Определить местное время искомого пункта: для этого, если пункт, время которого необходимо определить, находится к востоку о пункта, время которого нам известно, то разница во времени прибавляется, а если к западу — то вычитается.
Например:
Нам известно, что в Самаре 12 часов 00 минут. Необходимо определить местное время в Магадане.
- меридиан Самары — 51º в.д.;
- меридиан Магадана — 151º в.д.;
- расстояние в градусах: 151º — 51º = 100º
- разница во времени: 100º ×4´ = 400´ = 6 часов 40 минут;
- местное время в Магадане: 12 часов 00 минут + 6 часов 40 минут = 18 часов 40 минут
Практическая работа № 3.
Установление связи между строением земной коры, формами рельефа и минеральными ресурсами по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий.
Ход работы:
Используя атлас и текст учебника, заполните таблицу и сделайте вывод о соответствии тектонического строения, формам рельефа и преобладающим видам минеральных ресурсов:
Географический объект | Тектоническая структура | Форма рельефа | Полезные ископаемые | Вывод
|
Русская равнина | ||||
Хибины | ||||
Западно-Сибирская равнина | ||||
Урал | ||||
Сихотэ-Алинь | ||||
Большой Кавказ |
Климат и климатические ресурсы России
Практическая работа № 4.
Определение по картам закономерностей распределения суммарной солнечной радиации, выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории России.
Ход работы:
- Используя карты атласа, текст и карты учебника , заполните таблицу:
Город | Суммарная солнечная радиация (ккал.см2/год) | Средняя температура января
( °С ) |
Средняя температура июля
( °С ) |
Годовое количество осадков
( мм ) |
Испаряемость
( мм ) |
Коэффициент увлажнения |
- Сделайте вывод о закономерностях распределения суммарной солнечной радиации, температуры воздуха и коэффициента увлажнения.
Вариант 1.
Мурманск, Санкт-Петербург, Москва, Самара, Астрахань
Вариант 2.
Нарьян-Мар, Архангельск, Нижний Новгород, Волгоград, Махачкала
Практическая работа № 5
Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов
Ход работы.
- Рассмотрите синоптическую карту
- Какие климатические явления отображены на карте?
- Опишите прогноз погоды во Владивостоке и Иркутске
- В тетради составьте рассказ о прогнозе погоды.
Практическая работа № 6.
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения
Ход работы:
Используя текст учебника, карты атласа, справочную литературу и другие источники информации, дайте оценку основных климатических показателей одного из регионов России для жизни и хозяйственной деятельности населения по следующему плану:
- В какой части России находится описываемый регион?
- В каком климатическом поясе и в какой климатической области расположен данный регион?
- Основные климатические показатели данной территории:
— средняя температура января и июля;
— годовое количество осадков и их сезонность;
— коэффициент увлажнения.
- Вывод о степени благоприятности данной территории для жизни и хозяйственной деятельности человека.
Вариант 1. Полуостров Таймыр.
Вариант 2. Прикубанская низменность.
Внутренние воды и водные ресурсы России
Практическая работа № 7.
Составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм и определение возможностей её хозяйственного использования.
Ход работы:
Используя текст учебника, физическую (стр. 14–15), климатическую карты (стр. 17), карту водных ресурсов (стр. 21) и климатограммы атласа (стр. 17), карту экологических проблем (стр. 26–27), справочную и дополнительную литературу, дайте описание одной из рек России по типовому плану:
Местонахождение реки на территории России (в какой части России и по какой территории протекает река);
- Местонахождение истока реки;
- Местонахождение устья реки и его вид;
- К бассейну какого океана или внутреннего стока относится река;
- Площадь бассейна;
- Длина реки;
- Падение и уклон реки;
- Величина годового стока;
- Питание и режим реки;
- Крупнейшие левые и правые притоки;
- Крупнейшие города на берегах реки;
- Использование реки человеком в настоящее время;
- Возможности использования реки в будущем;
- Проблемы реки и пути их решения.
Вариант 1. Енисей.
Вариант 2. Лена.
Вариант 3. Обь.
Вариант 4. Амур.
Вариант 5. Волга.
Вариант 6. Дон.
Практическая работа № 8.
Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.
Практическая работа № 9.
Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России и составление прогноза их использования.
Ход работы
- Рассмотреть карту водообеспеченности России водными ресурсами
- Выявить территории, наиболее обеспеченные водными ресурсами.
- Каковы закономерности распределения речного стока?
- Составить прогноз использования водных ресурсов в Восточной Сибири.
- Высказать свои предложения по использованию вод данного региона.
Почва и почвенные ресурсы России
Практическая работа № 10.
Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв
и оценка их плодородия.
Ход работы:
Используя текст учебник, составьте схему, показывающую влияние важнейших природных почвообразующих факторов на плодородие почвы и использование её человеком. Дайте краткую характеристику каждого названного фактора и назовите его влияние на образование почвы. Сделайте вывод о плодородии почвы.
Вариант 1. Тундрово-глеевые почвы.
Вариант 2. Подзолистые почвы.
Вариант 3. Мерзлотно-таёжные почвы.
Вариант 4. Дерново-подзолистые почвы.
Вариант 5. Чернозёмы ( типичные ).
Вариант 6. Бурые полупустынные почвы.
Образец выполнения работы:
Краснозёмы.
Практическая работа № 11.
Составление прогноза изменений растительного и животного мира в зависимости от изменения других компонентов природного комплекса.
Ход работы:
- Используя представленный шаблон, охарактеризуйте изменение основных компонентов природы в результате глобального потепления климата на планете и спрогнозируйте изменение растительного и животного мира:
Глобальное потепление
климата |
||||
Опустынивание | Изменение годового
количества осадков: _________________ _________________ |
Изменение внутренних вод:
_________________ _________________ |
||
Изменение почв:
_________________ _________________ |
Изменение растительности:
_________________ _________________ |
Изменение животного мира:
_________________ _________________ |
- Покажите стрелками возникающие между деятельностью человека и компонентами природы причинно-следственные связи;
- Сделайте вывод об изменении растительного и животного мира в зависимости от изменения хотя бы одного другого компонента природы.
Природные комплексы Нижнего Новгорода и Нижегородской области
Практическая работа № 12.
Составление характеристики географического положения Нижнего Новгорода
и Нижегородской области
Ход работы:
Используя план описания физико-географического положения территории, дайте характеристику географического положения Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
План описания физико-географического положения
Нижнего Новгорода и Нижегородской области:
- В какой части страны находится Нижегородская область?
- Размеры области (площадь территории, протяжённость с севера на юг и с запада на восток).
- Вид географического положения (приморское или внутриконтинентальное, внутреннее или приграничное, центральное или периферийное).
- С какими субъектами Российской Федерации и где граничит область?
- Положение Нижнего Новгорода относительно области.
- Географические координаты города Нижнего Новгорода.
- Особенности географического положения Нижегородской области области (положение на Русской равнине и между какими реками расположена большая часть территории области?).
- Особенности рельефа и природных условий (характер рельефа, климатический пояс и степень благоприятности для жизни и деятельности человека).
- Вывод о географическом положении Нижнего Новгорода и области
Практическая работа №13
Составление таблицы ”Природные комплексы Нижнего Новгорода и Нижегородской области”.
Ход работы
Используя карту ТПК Нижегородской области и тематические карты атласа Нижегородской области, составить таблицу.
ПТК | Климат | Почвы | Растительный мир | Животный мир | Хозяйственная деятельность людей |
Практическая работа № 14
Составление схемы влияния человека на природные комплексы Нижегородской области
Ход работы
- Заштриховать на контурной карте территории больше всего измененные деятельностью людей.
- Сделать выводы.