Сценарий вечера (7 — 9 кл.)
Тема: « ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ»
(сценарий внеклассного мероприятия)
Выполнила: учитель географии Жидкова Н.Н., школа № 36 г. Озерск
Задачи мероприятия:
— расширить кругозор учащихся о природе, населении, истории
области
— воспитание патриотизма, любви и уважения к малой родине
— воспитание толерантности
Время и место проведения: мероприятие проводилось во внеурочное время, с приглашением учащихся 6-8 классов. Продолжительность мероприятия 40 минут.
Участники: для участия в игре было создано 2 команды. Команда «А» по 2 чел. Из 6А, 7А, 8А и того 6 человек. Команда «Б» по 2 чел. Из 6Б,7Б, 8Б и того 6 человек.
Основная идея мероприятия: игра проводилась в виде командного состязания. Мероприятие дало возможность учащимся продемонстрировать свои знания по краеведению: природа края, народы их кухня, праздники, топонимика, геральдика. А также уровень внимательности, памяти. Использование наглядности позволило обогатить представления ребят о природе края.
Оборудование: физическая карта Челябинской области, фотографии: пороги, Игнатиевская пещера, Аркаим, национальный парк Зюраткуль, герб Челябинской области и г.Озерска, рисунки растений области.
Ход мероприятия:
Организационный момент
Вступительное слово
— Здравствуйте, ребята! Мы рады вас приветствовать на нашей игре. Во все века был славен наш край. Неповторима и поистине сказочна уральская природа. Чарующая красота голубых озер, причудливые скалы и горные хребты, пещерные города и подземные реки. И это все у нас! Испокон веков наши земляки плавили металл и делали из него орудия труда. Мы должны знать историю и природу своего края, края в котором живем. Нам есть за что любить и гордиться своим краем. Именно этой теме и посвящена наша игра.
3. Ход игры
1 тур «Разминка»
Вопросы команде «А»
— Назовите самое глубокое озеро области (Увильды)
— Какую гору области можно назвать «непоседой» (Егоза)
— Какой город называют городом крылатого коня (Златоуст)
— Из какого города области можно «пить» чай (Бакал)
Вопросы команде «Б»
— Назовите самый высокий хребет области (Нургуш)
— Какое озеро области славится своей «силой» (Силач)
— Какое озеро называют «младшим братом» Байкала (Тургояк)
— Какая гора всегда «веселится» (Веселая)
2 тур «Историческая»
Каждой команде листы с датами. Их задача назвать событие этого времени.
Даты для команды»А»
1737г. – образование Исетской провинции
2009г. – 75 лет Челябинской области
1734г. – основание Верхнеуральска
Даты для команды «Б»
1934г. – образование Челябинской области
1919г. – образование Челябинской губернии
1945г. – основание г.Озерска
3 тур «Геральдика»
Команде «А» дана фотография герба Челябинской области
Команде «Б» — герба г.Озерска
Приглашается по одному человеку из команды. Они должны описать эти гербы.
4 тур «Народы»
Задания команде «А»
Какое из блюд является национальным блюдом нагайбаков:
А. бишбармак
Б. дурычмак (ватрушка с картошкой)
В. Бастурма
2. Как называется татарская национальная борьба, победитель которой получает живого барана? (куреш)
3. Что такое сабантуй?
Задания команде «Б»
Какой напиток является национальным у калмыков:
А. кумыс
Б. джомба
В. Катык
2. Как называется женское головное покрывало у башкирок? (кушъяулык)
3. Что такое масленица?
5 тур «Природа нашего края»
Задания для команды «А»
1. Назовите самое крупное животное наших лесов (лось)
2. Даны рисунки редких растений. Задача назвать эти растения и рассказать об одном из них. (венерин башмачок, ландыш, первоцвет, водяная лилия, кубышка)
Задания для команды «Б»
Назовите самое распространенное дерево наших лесов (береза)
Даны рисунки лекарственных растений. Задача – назвать растения и рассказать об одном из них (подорожник, душица, мать и мачеха, тысячелистник, крапива)
6 тур «Достопримечательности»
Задания команде «А»
Самая большая концентрация достопримечательностей природы находится на этой особо охраняемой территории области: стоянки древнего человека, озеро с самой пресной водой. Назовите это место (национальный парк «Зюраткуль»)
Дана фотография Аркаим. Расскажи о нем.
Задание команде «Б»
Впервые об этой пещере упоминает Рычков в 1762году. Сегодня она – самая популярная среди пещер. Объект туристического показа. Как называется эта пещера (Игнатиевская)
Дана фотография Пороги. Расскажи о них.
7 тур «Топонимика»
Задания команде «А» Задание команде «Б»
Касли – гусиное место Кыштым – тихая зима
Сугомак – источник Иртяш – каменное место
Акакуль – чистое озеро Егоза – вход в межгорье
Теча – речка, ручей Кызылташ – красный камень
8 тур «Финал»
За 2 минуты написать названия любых географических объектов области.
Подведение итогов игры
Литература:
Андреева М.А., Маркова А.С. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов. Челябинск: ЮУКИ, 2002
Южноуральская панорама событий и достижений. Книга для чтения по краеведению: учебное пособие по краеведению. Выпуск 1, Челябинск: АБРИС, 2006
Географическое краеведение. Челябинская область. Краткий справочник. Челябинск: АБРИС, 2008
Гитис М.С. Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах. Челябинск: АБРИС, 2008